Главная Занятия с детьми Развивающие занятия, развивающие игры Развитие словарного запаса и грамматического строя речи
  Вязание
  Дачные заметки
  Занятия с детьми
Развивающие занятия
Как научить любить... читать?
Я бы рисовать пошел - пусть меня научат!
Логопедическая гимнастика
Комплекс артикулярной гимнастики (звуков Л, ЛЬ)
Комплекс артикулярной гимнастики (звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Щ, Ж, Ч, Ц)
Развитие внимания (часть 1)
Комплекс артикулярной гимнастики при нарушении произношения звуков Р,РЬ
Развитие внимания (часть 2)
Развитие внимания (часть 3)
Развитие речи и мышления
Развитие словарного запаса и грамматического строя речи (1)
Как ускорить умственное развитие ребенка
Артикуляционные упражнения
Советы психологов
Здоровье
Детское творчество
Экскурсии для детей
  Кулинарные рецепты
  Мысли вслух
  Копилка Хозяюшки
  Дизайн интерьера

Развитие словарного запаса и грамматического строя речи (1)

Предлагаемые упражнения и игры могут быть использованы для работы с детьми от 3-х лет и варьироваться в зависимости от этапа работы и задач. Учитывая тесную связь процессов развития лексики (словарного запаса), данные игры и упражнения включают в себя задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.


ЧЕЙ ГОЛОС

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
- Мяу- мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
- Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит - корова или теленок.
- Ква-ква - чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. ("Лягушонок, иди ко мне", "Утенок, поиграй со мной".) В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько), активизируется словарь существительных и глагольный словарь.

Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.
- Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку... - взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)
- А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя-Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку).

Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.

Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы "что это?", "кто это?", видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества ("какой?"), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека ("что делает?", "что с ним можно делать?"). Такое обучение проводится в играх "Что за предмет?", "Скажи какой", "Кто что умеет делать?".

УГАДАЙ ИГРУШКУ

Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных ,формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Логопед показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: "Это... (заяц, лиса, утенок)". Логопед рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

Предложить ребенку описать одну из игрушек.

НАЗОВИ ЧАСТИ ЦЕЛОГО

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Возможны два варианта: по картинке, по представлению.

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (животное) и назвать его части. Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы.
Дом - ..., дерево- ..., корова - ...

ОТГДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ ЕГО ЧАСТЕЙ

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета.

Детям предлагается следующий речевой материал:
Ствол, ветки, листья, кора, корни - дерево
Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище - корова
Кабина, крылья, мотор, хвост - самолет и пр.

ПРО КОГО Я ГОВОРЮ

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Мама описываете сидящего перед ней ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: "Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней". "Кто это?" дети угадывают кого описывала мама.

СКАЖИ КАКОЙ

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их ("Это груша"), а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он... продолговатый, зеленый, хрустящий").

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Логопед показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Логопед с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: "У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит "мяу!". "У зайца маленькие ушки, он зеленый". "У кошки колючая шубка". Ребенок исправляет неточности.

КАКАЯ КУКЛА

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Логопед говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
- Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: "Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)".

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре "Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?"; "Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?").



   Публикация материалов с сайта разрешается только с активной ссылкой на источник http://www.miralexir.ru
   Дата: 2011-05-12    Просмотров: 3198  Комментариев: 2




Комментарии пользователей:

Ваше имя:


Добавить комментарий:



Включите эту картинку для отображения кода безопасности

Введите код c картинки:

  Давайте представим, на минуту, к чему приводит лень
Craigpof
2018-11-18 22:07:08

  Давайте представим, на минуту, к чему приводит лень
Craigpof
2018-11-18 09:34:06

  Давайте представим, на минуту, к чему приводит лень
Craigpof
2018-11-17 21:46:21

  Пуловер в классическом стиле
Jameschave
2018-11-17 13:08:04

  Давайте представим, на минуту, к чему приводит лень
Craigpof
2018-11-17 10:03:10




   2009 ©  www.miralexir.ru